Небольшая заметка о еврейском наследии в Бердичеве.

Писать про этот легендарный город, про этот “Подольский Иерусалим”, можно, или даже надо много и долго, я же постраюсь ограничится небольшой исторической заметкой - сам город был основан, вероятно, в начале 14-го века Берды-Беком, сыном хана Золотой Орды Узбек-Хана.
Первое упоминание о евреях в городе относиться к документу с инвентарным описанием собственности Федора Тишкевича от 7 октября 1593 года : "Город новооседлый Бердичев, находящийся на реке Большая Пята, в котором повинностей никаких нет, ибо дана ему воля этим летом. В том местечке замок на городище, в котором построены: спереди над вратами башня, в стене 4 светлички и 6 домиков, на горке зал построен большой, пекарня, сени, коморы, напротив сеней начали строительство башни. Городище стенами обставлено, вокруг замка пригород. Возле замка гребля, став, млын с четырмя колесами, который орендует до 1599 года за 100 коп в год еврей".
Collapse )

Киевский раввин Вайсблат и его Вечный календарь

На восточной окраине Берковецкого кладбища, среди сектора еврейских захоронений 60-80х годов, можно заметить заросший участок могил с нетипично старыми мацевами. Это участок, куда в 60-е годы переносили захоронения со знаменитого Лукьяновского еврейского кладбища, перед его сносом. Но среди этого участка, с надписями вперемешку на идише и дореформенном русском, начиная с позапрошлого года можно увидеть современный символический охель из металла и профнастила, внутри которого - новая гранитная плита с надписью о том, что именно тут похоронен раввин Вайсблат.
Collapse )

Фастов еврейский

Что может быть общего у Хасидизма, Красной Армии и мессенджера WhatsApp?
Всё это имеет общую точку пересечение, и эта точка город Фастов.

Фастов, ныне это районный центр юга Киевской области и крупный железнодорожный узел, но в истории восточно-европейского еврейства - Идишланда, этот город интересен и важен по многим радостным и трагичным причинам – и как штетл, где жил один из самых необычных хасидских цадиков, и как город, где произошел последний кровавый навет в Империи.

Когда первые евреи поселились в Фастове, точно не известно, но в “Описание малороссийских городов и местечек, приведенных к присяге на верность царю Алексею Михайловичу 1654 г.” утверждается, что в Фастове нет лиц иудейской веры. Что само по себе очень странно, так как в соседних Ружине, Паволоче, Белой Церкви и Василькове, есть упоминание о еврейских общинах в начале 17 ст. Вероятно, причиной, о которой не вспоминаются евреи Фастова является изначальная малочисленность общины, а так же тот факт, что во время восстания Хмельницкого казаки изгнали и перебили евреев местечка.


Карта 1648 года, Фастов подчеркнут желтой линией.
Collapse )

Зверинецкое еврейское кладбище

Israel-Brodsky.png

Статья обновлена 16 июня 2019.

В 1793 году, после второго раздела Польши, в Киеве стала возрождаться еврейская община. В первый же год после сдвига границ между Россией и Польшей, в Киев приезжают первых 73 еврея. Первым раввином города становится Авраам Абеле бен Нафтали. Существовавший, при Великом Княжестве Литовском, погост, на земле подаренной королем Сигизмундом I, в районе нынешней Львовской площади, после более 170 лет отсутствия евреев в городе, совершенно исчез. И вновь созданная община, спустя пять лет бюрократии, в 1798 году, получает за городской чертой, на Зверинце, участок в два гектара для захоронения евреев по всем религиозным правилам. Collapse )

История еврейской диаспоры Нежина.

История еврейской диаспоры Нежина.

Совершенно мало кто, может подумать про Нежин, как про штетл. Ведь, левобережная Украина, хоть и входила в черту оседлости, но проигрывала по количеству еврейских общин Украине Правобережной, Беларуси или Польше. В Нежине, максимальное количество евреев ровнялось 7631 человек, что не превышало 24 процентов населения города, данные за 1897 год.
Но, несмотря на всё это, еврейская история Нежина ценна для нас, как важная часть истории всего восточноевропейского еврейства – Идишланда. Ведь именно Нежин, был временной столицей ХаБаДа, и здесь похоронен второй любавический ребе.
Но как вообще появились евреи в Нежине?
Collapse )

Куреневское кладбище.

Всего в полукилометре от шумной улицы Кирилловской (бывшей Фрунзе), на возвышенности между долиной речки Сырец и искусственным яром, где пролегает северное железнодорожное полукольцо, расположено Куреневское кладбище.



Ныне это совершенно тихое место, куда не доносятся звуки большого города, более похоже на заброшенный и заросший лес, чем на место вечного упокоения тысяч людей. Большая часть современной информации в интернете, про этот погост связана или с редкими визитами чернобыльских хасидов на могилу к цадику, или же с сводками из милиции об актах вандализма и антисемитизма.
Collapse )

Еврейское прошлое села Паволочь, Житомирской области.

На южной окраине Житомирской области, в Попельнянском районе, на берегу живописной реки расположено село Паволочь с населением в 1400 человек.
Сейчас это тихое украинское село, где почти ничего не напоминает о его полутысячелетней истории, и уже почти никто не помнит, что еще сто лет назад, Паволочь был крупным еврейским штетлом, где жило более трех тысяч евреев. Мало уже кто помнит из еврейской диаспоры Украины о кровавом навете 1753 года, когда 13 евреев из Паволочей были казнены в Житомире, сам Бал Шем Тов в молитве требовал отмщения за ”святых из Паволочей”, которые не изменили иудаизму, не крестились, что бы спастись от жестких пыток. Еще в конце 19 ст., на Волыни была распространена молитва в память о убитых еврея Паволочей, этот текст относится к традиционному ашкеназскому литургическому жанру плача (кина).
Collapse )